Купить этот сайт


Кому Джоконда корчит рожи?

Но главное, почему в интерпретации пятен на плащанице был заподозрен именно Леонардо, заключалось в другом. Совершенно очевидно, что в этом принял участие замечательный мастер, используя при этом фантастическую технику. Такой техникой владел лишь один художник - да Винчи. Именно он изобрел принцип «сфумато» (рассеивания, мерцания). Считается, что этот принцип предполагает всего лишь некоторую размытость деталей, изображенных на полотне, но это не совсем так. На самом деле эта техника в первую очередь учитывала особенности человеческого восприятия - изображение было не фотографически точным, а заведомо искаженным, почему и казалось живым и подвижным. Не исключено, что именно многолетняя кропотливая работа над изображением лика Христа на тончайших волокнах плащаницы позволила Леонардо открыть и освоить эту феноменальную технику, которую он позже во всем блеске продемонстрировал в самой своей знаменитой картине - портрете Моны Лизы, жены флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Впрочем, может быть, правы те, кто считает, что эту технику нельзя освоить, что она была врожденной и Леонардо действительно был представителем или отблеском инопланетной цивилизации.

Между прочим, загадочной улыбкой Моны Лизы восхищались и восхищаются далеко не все. Например, известный российский философ Лосев писал о ней: «Стоит всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, а хищная физиономия с холодными глазами и с отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть». Самое интересное заключается в том, что, как выяснили психологи, люди воспринимают Мону Лизу совершенно по-разному даже в зависимости от своего настроения - одним зрителям она явно улыбается, другим корчит рожи, а на третьих вообще не обращает внимания. Иными словами, в этой картине люди видят самих себя - то, какие они есть на самом деле. Точно такой же эффект производит и автопортрет Леонардо да Винчи, с которым связана еще одна тайна. В одной из своих заметок художник привел загадочную фразу: «Живопись превосходит музыку и господствует над ней, ибо она не умирает непосредственно после своего рождения, как несчастная музыка, а наоборот, она остается в бытии». Возможно, в конце концов Леонардо удалось достичь того, о чем позднее Оскар Уайльд написал в романе «Портрет Дориана Грея», - изображение начало жить своей жизнью, отдельной от жизни оригинала. Во всяком случае, современники Леонардо отмечали, что его автопортрет с годами стал выглядеть гораздо старше, чем сам художник. Если это так, то да Винчи вполне заслуживал звания «флорентийского кудесника». Если образ Христа на Туринской плащанице принадлежит именно ему, то можно быть уверенным, что пророк выглядел именно так и никак иначе.

Загадки Джоконды