Купить этот сайт


Дева Мария в гроте

Леонардо да Винчи

1483-1486, деревo, масло, 199 x 122 cм, Лувр, Париж

Мария, в темной синей одежды, сидит или стоит на коленях, почти в центре группы. Она пристально и мягко смотрит на просящего Иоанна, правой рукой обнимая его за плечи, в то время как, ее левая рука поднята защищающе над Иисусом. Ангел пристально глядит из картины с тихой улыбкой, устанавливая контакт со зрителем. Правой рукой, поскольку ангел - хранитель Иоанна, ангел указывает на него, а левой - он поддерживает младенца Иисуса, который смотрит на Иоанна, поднимая одну руку в благословении. Таким образом группа связана взглядми и жестами, со зрителем. Кажется, что скалистое, каменное подножие на переднем плане резко опадает. Это сразу проясняет, что место - отдаленно и изолировано, и это подчеркнуто дикими скалами вокруг. В нескольких местах между скал видны вода и горы в тумане. Сияние фона, мерцание воды и растения смягчают неприветливую атмосферу скал. Этот эффект продолжен в свете.( слева, передний план) Некоторые из этих элементов могут читаться как религиозные символы: вода и жемчуг и кристалл, которые используются, чтобы закрепить одежду Мэри, могут быть приняты, как символы ее чистоты. Формирования скалы могут также читаться, как символики Марии: чистый образ Матери Бога - как скала, не может превратиться ни в расселину созданную человеческой рукой, ни в неприветливые каменныме глыбы, разрушеные естественными силами Кроме того, скала, грот среди скал, означает убежище для младенца Иоанна и Христоса. В 1483, приехав в Милан, Леонардо получил заказ от Братства в церкви Св.Франциско(Church of S. Francesco Grande). Братство уполномочило Леонардо, наряду с двумя местными художниками, братьями Предис, выполнить большую часть алтаря для их недавно законченной часовни, посвященной Деве Марии. Контракт содержал детальные инструкции для художников относительно живописи и золочения большого перестола алтаря, который столяр уже закончил в 1482 . Леонардо писал центральную группу, которая выжила в двух версиях. Старшая из двух находится в Лувре, в Париже, в то время как вторая версия находится в Национальной Галерее, в Лондоне Боковые стороны, с двумя музицирующими ангелами, написанные коллегой Леонардо, Амброгио де Предис, - в той же самой галерее в Лондоне. Картина является центральной группой большого перестола алтаря. Справа и слева большие фигурыа ангелов. Художественное оформление завершают сцены, изображающие историю жизни Марии и скульптуры пророков и Бог Отец -выше. В нише в центре перестола разместилась деревяная скульптура Мадонны и ребенка. Картина Леонардо была тогда помещена в направляющие перед этой нишой, скрывая скульптуру Мадонны и Ребенка - в течение 364 дней года. Только 8 декабря, в праздник, живопись Леонардо механически отодвигалась. Леонардо изобразил Деву Марию вместе с младенцем, Св.Иоанном - ребёнком, и ангелом в(или перед) скалистым гротом - следовательно, справедливо название под которым мы знаем картину сегодня.

Живопись Леонардо да Винчи