Купить этот сайт


Тайная вечеря

Леонардо да Винчи

1495-1498 масло и темпeра на подготовленной стене, 460x880cм, Mилан, Санта Мария дель Грация, столовая

К настоящему времени, работа серьезно повреждена. Фреска поражала грандиозностью замысла и мастерством исполнения.

В этой большой картине Леонардо основывался, главным образом, на иллюстрированных Библиях 15-ого столетия: Архангел Гавриил становится на колени в саду Девы, ( Лука 1.26-38) которая получает его известие и узнает, что она выбрана, чтобы родить Сына Бога. Сцена справа- соответствует архитектуре того времени. Средняя часть огорожена низкой стеной, достигающей высоты колена, с маленьким открытием в центре. Это открытие, которое служит фоном жесту приветствия Гавриила, с лилией в левой руке, (символ чистоты Марии) также, показывает дорожку, исчезающую вдали. Видны острые силуэты деревьев и гор, на фоне пылающего неба. Именно Леонардо, первый показал эту библейскую сцену не в закрытом помещении, а использовал мастерски выполненный пейзаж, усиливающий впечатление от картины. Работа прибыла в Галерею Уффици в 1867 из монастыря Сан Бартоломео (Monteoliveto), около Флоренции. До 1869 она считалась работой Доменико Гирландайо. Потом учёные пришли к выводу, что это ранняя работа Леонардо, 1472-1475гг. когда он ещё был учеником Верроккио и работал в его мастерской. Священная сцена показана в саду флорентийского дворца, на фоне пейзажа, который создан горами, водой и небом, волшебной и нереальной атмосферой. Такой фон определяет художника во многих работах. Индивидуальность Леонардо чувствуется также в складках одежды Девы и Ангела. На многих эскизах он учится передавать естественное падение складок. Мраморный стол, вероятно указывает на могилу Пьеро и Джованни Медичи. в церкви Сан Лоренсо, которую Верроккио оформлял скульптурой в этот период

1495-1498, Женский монастырь Санта Марии делл Грази,(Santa Maria delle Grazie), Милан, Италия

Леонардо да Винчи получил заказ украсить трапезную монахов Тема была определена "Тайная вечеря" - Последнего Ужина Христа со своими учениками. Дата получения заказа точно не определена, но окончена работа была в 1498г. Эта работа - бесспорно одна из самых известных и важных работ в истории живописи. Фреска вызвала веобщее восхищение и признание, её вскоре начали копировать. После завоевания Милана в 1499, как говорят стариные источники, французский король захотел перевезти шедевр во Франции, но его советники отговорили его убедив, что, фреска переезды не перенесёт и будет испорчена. Творческая натура Леонардо толкала его на применение новых приёмов, технических решений в каждой новой работе. Он применил более двух подготовительных слоёв используя нефть и краски темперы. Эта специфическая техника, сырость, дожди привели к разрушению фрески. Спустя 20 лет после завершения работы, началось разрушение, возможно потому, что стена под фреской пропиталась водой. С тех пор, каждое поколение предпринимало усилия, чтобы сохранить эту работу. В 1943г, во время воздушного налета, в столовой монастыря Санта Марии делл Грази взорвалась бомба. Была разрушена крыша и правая, от фрески, стена. Фреска была зыщищена мешками с песком. С 1980 начались обширные работы по спасению. Это стало необходимым из-за разрушительного влияния загрязнённого воздуха. Было принято решение удалить всё, что появилось на фреске после многовековых реставраций. и оставить только те места, которые были выполнены Леонардо да Винчи. Потолок сохранить не удалось. По замыслу Леонардо, сводчатый потолок представлял собой сложную сеть веток, цветов, листьев на стволах деревьев растущих у стен. Mежду ними синее открытое небо. Ветки создавали природную беспорчдочность В 19веке во дворце Sforzesco в Милане были обнаружены некоторые фрагменты росписи самого Леонардо с той же идеей. Их восстановили. И это всё, что может дать представление об оригинале трапезной, который вместе с необыкновенной фреской, пусть недолго, но радовал людей, прославляя талант автора.

Живопись Леонардо да Винчи