Купить этот сайт


Тайна Туринской плащаницы

Живя еще во Флоренции, да Винчи не завершил «Поклонение волхвов», так что доделывал это произведение, как установили исследователи, другой художник. Кстати, некоторые современные искусствоведы ломают себе голову над тем, что именно было изображено на тех фрагментах, которые Леонардо оставил своему преемнику. Появился даже термин «окна неопределенности», которые да Винчи якобы сознательно приоткрывал в своих картинах. Удивительно, что в знаменитой «Тайной вечере», которую Леонардо писал в 1497 году по заказу монастыря Санта Мария делле-Грацие, он оставил эти самые «окна» там, где должны были быть изображены лица Христа и Иуды. И вовсе не известно, сам ли Леонардо придал лицу апостола Иоанну женственные черты. Личность художника настолько загадочна, что такой, казалось бы, мелочи посвящены горы литературы, включая книгу Брауна «Код да Винчи». Что касается лика Христа, то в ответ на жалобы монахов да Винчи разводил руками, ссылаясь на то, что не может изобразить красками ту красоту и небесную благость, которые должны быть присущи воплотившемуся божеству. Долгое время считалось, что он просто водил монахов за нос, но спустя пять столетий родилась гипотеза, что Леонардо говорил это всерьез и, более того, был целиком поглощен решением этой, в сущности, неимоверно сложной задачи.

Эта гипотеза появилась после исследования Туринской плащаницы. Вообще-то, сейчас насчитывается несколько десятков покрывал, в которые якобы заворачивали тело Христа после его смерти. Но еще в XIV веке французский епископ Пьер Дарси с горечью писал, что монастыри бесстыдно наживаются на плащаницах, расписанных художниками. Распознать фальшивые покрывала было достаточно просто, но Туринская плащаница казалась всем, кто ее видел, подлинной. Изображение тела проявлялось лишь на расстоянии 4 - 5 метров, причем следы крови анатомически точно соответствовали евангельским рассказам о страданиях и распятии Христа. В 1898 году на международной выставке в Париже, где Туринская плащаница была представлена в качестве плохо сохранившегося произведения религиозного искусства, один фотограф сделал ее снимок и, проявив фотопластину, обомлел - на темном фоне негатива отчетливо проявился неземной лик пророка.

Но в конце 1988 года появилось сенсационное сообщение: по данным радиоуглеродного метода, Туринская плащаница была соткана в 1260 - 1390 годах. Такой вывод сделали три независимые лаборатории Аризоны, Цюриха и Оксфорда. В дополнение к этому микробиолог Уолтер Мак-Крон обнаружил на волокнах следы красителей, которые использовались средневековыми живописцами: красную охру, киноварь, марену, аурипигмент, азурит, желтую охру и др. Подозрение в фальсификации изображения на плащанице сразу пало на Леонардо да Винчи. Первым делом вспомнили о том, что однажды он поразил современников изумительными эскизами драпировок, виртуозно написанными кистью на тончайшем льняном полотне. Кроме того, он превосходно знал анатомию. Леонардо также много экспериментировал с лаками и красками - Туринская плащаница трижды пережила пожар, покрывалась копотью, ее варили в масле и стирали, но изображение сохранилось. Был и еще один косвенный признак того, что да Винчи участвовал в темных делах: как писал его биограф, «не имея, можно сказать, ничего и мало работая, Леонардо всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными». Между прочим, лошадь в те годы в переводе на нынешние деньги стоила свыше $30 тыс., если не считать затрат на ее содержание.

Тайны Леонардо да Винчи