Так говорил и делал Леонардо

Леонардо да Винчи

«Наши пять чувств суть верные слуги нашей Души». «...Обычный человек смотрит, но не видит, слушает, но не слышит, прикасается, но не осязает, ест, но не ощущает вкуса, передвигается, но не чувствует своего тела, вдыхает воздух, но не обоняет ни дурных запахов, ни благовоний, и говорит не думая...» «...Разве вы не видите, что один лишь глаз способен охватить красоту целого мира? Он - искусный астроном и он же - ловкий помощник и управитель всех художеств, которые доступны человеку...» «...Потому как подлинно велика любовь, суть порождение подлинно великого знания той вещи, которую любят». «Точно так же, как железо ржавеет от неупотребления и как застойная вода гниет и разлагается, а на морозе превращается в лед, так и ум наш растрачивается понапрасну, если мы не найдем ему должного применения». «Самый жестокий обман, от которого страдают люди, - это обман, проистекающий из их собственных мнений». «Кажется мне, те науки тщетны и полны ошибок, которые не рождены опытом - прародителем всякого подлинного знания; сей опыт должен быть получен из первых рук и в своих истоках, или же в средине, или под конец должен быть пропущен сквозь любое из пяти наших чувств». «Опыт никогда не заблуждается; заблуждается лишь твое суждение, коль скоро оно обещает тебе обильные плоды, которые будут произрастать из одного только разума и не будут корениться в твоих экспериментах». «Хорошо также часто вставать и немного развлекаться чем-нибудь другим, так как при возвращении к вещи ты лучше о ней судишь, а если ты постоянно находишься рядом с ней, то сильно обманываешься». «Хорошо также удалиться от нее [вещи] на некоторое расстояние, так как произведение твое покажется меньшим, легче охватывается одним взглядом и лучше распознаются несоответствия и диспропорции в членах тела и в цветах предметов, чем вблизи». «...Также я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные, или же другие достойные внимания предметы - плоды утонченного домысла. И на самом деле это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять у себя в памяти всевозможные предметы...» Ребенком Леонардо также был невероятно пытлив и со свойственной всем детям любознательностью изучал окружающий мир. Его страстно увлекала природа, он проявлял замечательные способности к рисованию и любил математику. По свидетельству Вазари, юный Леонардо сплошь и рядом задавал своему учителю математики столь неожиданные и каверзные вопросы, что «причинял своему наставнику множество хлопот и зачастую ставил его в тупик». В душе Леонардо никогда не иссякала жадная любознательность и живое, непосредственное, ребяческое ощущение чуда; взрослея, он ни на йоту не утратил ни широты, ни глубины своих интересов, ни своей готовности оспаривать любые общепринятые знания. На всем протяжении его взрослой жизни Curiosita неизменно подпитывала неистощимый источник его гения. «Я целыми днями бродил по сельским окрестностям, ища ответа на свои вопросы и пытаясь уразуметь вещи, которых я не понимал. Каким путем морские раковины оказались на вершинах гор, наряду с отпечатками кораллов и водорослей, обычно находимых в море? Почему гром продолжается дольше, чем его причина, и почему молния без промедления становится видимой глазу, тогда как грому нужно время, чтобы одолеть расстояние? Каким образом вокруг того места на воде, в которое был брошен камень, образуются водяные круги? Почему птица удерживается в воздухе? Эти вопросы, а также и другие странные явления занимают мою мысль на протяжении всей моей жизни». Глубочайшее стремление Леонардо постичь сущность вещей помогло ему выработать особую манеру исследования: равно примечательную как глубиной проникновения в предмет, так и широтой научных интересов. Но, пожалуй, самый впечатляющий символ, который впитал в себя самую сущность его земной жизни и творчества, это увлечение полетом, которое побуждало его изучать атмосферу, движение ветров и особенно птиц. На одной из страниц его записной книжки нарисована птица в клетке с многозначительной подписью: «Поворот мыслей к надежде». Он оставил нам поэтический рассказ о том, что будто бы самка щегла, увидев, что дети ее пойманы в клетку, дает им в пищу листву и ягоды ядовитых растений: «Лучше смерть, чем жизнь без свободы». По свидетельству Джорджо Вазари, во время своих ежедневных прогулок по флорентийским улицам Леонардо нередко встречал торговцев, которые продавали птиц в клетках. Маэстро по обыкновению останавливался, выплачивал за них требуемую цену, а затем открывал дверцу клетки и выпускал пленников в бесконечную синеву неба. Жажда знания открыла Леонардо дверь к свободе. Леонардо да Винчи всегда имел при себе записную книжку, чтобы можно было помечать в ней текущие мысли, впечатления и наблюдения. Его записные книжки (до нас дошло семь тысяч страниц) содержат:

· бесчисленное множество забавных шуток и побасенок;

· наблюдений и размышлений о видных ученых, которыми он восхищался;

· личные денежные счета;

· письма, размышления о своих домашних и бытовых проблемах;

· философские раздумья и пророчества;

· чертежи изобретений и трактаты по анатомии, ботанике, геологии, воздухоплаванию, гидродинамике и живописи. Многие страницы заполнены великолепными эскизами, причудливыми закорючками и всевозможными иллюстрациями. Несмотря на то, что Леонардо не раз выражал намерение привести свои записки в божеский вид и издать их, он так и не приступил к этой работе. Он был слишком занят своими поисками истины и красоты. И, тем не менее, сам процесс записи вопросов, мыслей и наблюдений имел для него большое значение. Жизнь Леонардо да Винчи представляла собой неустанное упражнение в творческом решении проблем самого высокого порядка. Ему недостаточно было простого описания того как функционирует та или иная вещь: он непременно хотел выяснить, ПОЧЕМУ так происходит. Одним из любимых мыслительных методов Леонардо был поиск аналогий и иллюстративных метафор в природе. К примеру, когда он проектировал великолепную спиральную лестницу для замка французского короля в Блуа, он черпал вдохновение из замысловатых извивов морских раковин, которые он собирал на северо-западном побережье Италии много лет назад. Разрабатывая конструкцию духового музыкального инструмента наподобие блок-флейты, он опирался на изученное им строение человеческой гортани. В более близкую к нам эпоху Александр Грейам Белл, пытаясь создать действующую модель человеческого уха, изобрел телефон. Леонардо извлек все, что можно было извлечь из бесценного опыта, который он получил в мастерской живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо. Недаром же Серж Брамли (видный биограф Леонардо да Винчи), называл Верроккьо «университетом искусств в одном лице». Обучение, через которое прошел юный Леонардо, будучи подмастерьем в студии Верроккьо, было ориентировано не столько на теорию, сколько на практический опыт. Леонардо учился грунтовать холсты и смешивать краски, а также познакомился с оптическими закономерностями перспективы. Неотъемлемой частью учебного плана были технологические секреты скульптуры, бронзового литья и ювелирного дела. Путем непосредственных наблюдений будущий маэстро постигал строение растений, анатомию животных и людей. Таким образом, он с младых ногтей усвоил практический взгляд на вещи. Леонардо тесно общался со многими выдающимися умами своего времени, в том числе с Браманте, Макиавелли, Лука Пачоли и Маркантонио делла Торре. Он всегда воспринимал чужие произведения как своего рода «опосредованный опыт», который надо прилежно и критически изучить, а затем в обязательном порядке проверить на собственном опыте. Леонардо завоевал повсеместное признание как величайший гений всех времен и народов; и тем не менее, он сделал много колоссальных ошибок и порой допускал поразительно грубые промахи. Тут можно назвать:

· его трагически неудачные эксперименты с фиксацией красок, когда он писал «Битву при Ангиари» и «Тайную вечерю»;

· его катастрофические попытки повернуть реку Арно: сей проект, горячо одобренный флорентийской Синьорией, обернулся колоссальной тратой муниципальных денег и принес с собой неисчислимые бедствия;

· венцом всего стала летательная машина, которая так никогда и не поднялась в воздух;

· самой уморительной его неудачей была попытка автоматизировать кухню Лодовико Сфорца. Несмотря на то, что Леонардо порой жестоко страдал от неуверенности в себе и питал немалые сомнения насчет истинной ценности своих произведений, он никогда не сдавался. Мужественная отвага Леонардо и его стойкость перед лицом житейских невзгод может послужить чрезвычайно вдохновляющим примером для каждого из нас. Он подкреплял свою волю к работе с помощью позитивных утверждений, записывая их себе в книжку. Вот лишь некоторые образцы этого рода: «Я ни на миг не перестаю пахать свою борозду». «Никакие препятствия не в силах меня сломить». «Твердостью можно одолеть любые преграды». «Я буду продолжать свой труд во что бы то ни стало». «Я никогда не устану приносить пользу». Свой визуальный дар он лелеял с мальчишеских лет, восторженно созерцая природные красоты сельской Тосканы. Затем, благодаря неустанной заботе своего учителя Верроккьо (по прозванию «верный глаз»), он развил в себе поразительную силу зрения, граничащую с рентгеновским взглядом супергероя из комиксов. К примеру, в «Рукописи о полете птиц» ему удалось зарисовать столь мелкие детали движений перьев и крыльев во время полета, что вплоть до появления замедленной киносъемки наука была не в силах ни подтвердить, ни опровергнуть его наблюдения. Пристальный взор Леонардо да Винчи помогал ему схватывать и с невиданным доселе совершенством запечатлевать в своих картинах тончайшие нюансы выражения человеческих лиц. Глаз для маэстро был самым настоящим окном души и, как он неоднократно подчеркивал, «главнейшим средством, благодаря которому разум может со всей полнотой и щедростью оценить и осмыслить бессчетные творения природы». В числе многих экстраординарных дарований Леонардо был и его талант блестящего музыканта. Своей популярностью при дворах своих покровителей он во многом обязан искусной игре на флейте, лире и других музыкальных инструментах. По свидетельству Вазари, «он божественно пел безо всякого к этому предуготовления». Впервые явившись на аудиенцию к своему новому покровителю, Лодовико Сфорца Миланскому, он принес ему в подарок собственноручно изготовленную лиру с серебряной рукояткой в форме головы лошади. Помимо того, что Леонардо сочинял музыку, играл на всевозможных инструментах и пел, всякий раз, когда он брался за живопись, он искал для себя музыкального сопровождения. Для маэстро музыка была сенсорной, духовной пищей. Хотя на верхних ступенях сенсорной иерархии Леонардо были зрение и слух, он высоко ценил все прочие чувства, настойчиво их совершенствовал и требовал этого же от своих учеников. Он весьма заботился о том, чтобы носить самую лучшую одежду, которую он только мог себе позволить, упиваясь прикосновениями роскошного бархата и шелков. Его мастерская всегда благоухала ароматами свежих цветов и духов. Он был страстно увлечен кулинарным искусством - для него это был еще один источник воспитания чувств. Именно Леонардо первому в Европе пришла в голову столь популярная ныне идея порционного блюда - маленького, изысканно украшенного и аппетитного, - такие блюда чаще всего подают на банкетах.

- Все наше познание начинается с ощущений. - Глаз - око души, это главный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии рассматривать бесконечные творения природы. Душа без глаз - темница. - Наука - капитан, а практика - солдаты. - Если ты хочешь подробно изучить отдельные части, из которых состоит человеческое тело, то ты должен вращать его или сам кружиться вокруг него. - Мышца - движение, сухожилие - сила, нерв - импульс, вена - питание, артерия - жизненные соки. - Нельзя ни любить, ни ненавидеть какой-нибудь предмет, если не знаешь его хорошо.

http://www.nkj.ru/archive/articles/9875/

Волнующееся море не имеет всеобщего цвета, но кто смотрит на него с земли, тот видит его темного цвета, и тем более темным, чем оно ближе к горизонту. Отсюда же он видит некоторую светлоту, или блики, которые медленно движутся, подобно белым овцам в стаде. Тот же, кто смотрит на море, находясь в открытом море, тот видит его синим. Это происходит оттого, что с земли море кажется темным, так как видишь на нем волны, которые отражают темноту земли; в открытом же море они кажутся синими, так как ты видишь в волнах синий воздухе, отраженный этими волнами. Тот белый предмет будет казаться белее, который будет на более темном фоне, а более темным будет казаться тот, который будет на более белом фоне. Этому нас научили снежные хлопья: если мы их видим на фоне воздуха, то они кажутся нам темными, а если мы их видим на фоне какого-нибудь открытого окна, через которое видна темнота тени этого дома, тогда этот снег кажется чрезвычайно белым. Прекрасное зрелище создает солнце, когда оно на закате. Оно освещает все высокие здания городов и замков, а также высокие деревья в открытом поле и окрашивает их в свой цвет; все же остальное, вниз от них, остается малорельефным, так как, освещенное лишь воздухом, оно мало отличается в своих тенях от своих светов и поэтому не слишком отделяется; те же предметы, которые среди этого наиболее возвышаются, задеваются солнечными лучами и, как сказано, окрашиваются в их цвет. Поэтому ты должен взять ту краску, которой ты делаешь солнце, и примешивать ее к каждой светлой краске, которой ты освещаешь эти тела. У зданий, видимых на большом расстоянии вечером или утром в тумане или плотном воздухе, обнаруживается только светлота их освещенных солнцем частей, обращенных к горизонту; те же части названных зданий, которые невидимы для солнца, остаются почти цвета средней темноты тумана. Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности. Было вино поглощено пьяницей - и это вино отомстило пропойце. Вино мстит пьянице. В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни. Вред приносишь ты, если хвалишь, но еще больше вреда, если порицаешь то, в чем мало смыслишь. Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других. Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. Где умирает надежда, там возникает пустота. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся. Гнев есть кратковременное безумие. Единственным критерием истины является опыт. Если все кажется легким, это безошибочно доказывает, что работник весьма мало искусен и что работа выше его разумения. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого превзойдены суждением. Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их. Живописец не должен пытаться быть универсальным, так как он много теряет в достоинстве от того, что одну вещь делает хорошо, а другую плохо… Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства. Живопись спорит и соревнуется с природой. За сладкое приходится горько расплачиваться. Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. И для льва выдаются несчастливые дни, когда все идет шиворот-навыворот и на каждом шагу подстерегают злоключения. Истина была единственной дочерью времени. Истина в конце концов не остается скрытой. Истинная любовь сказывается в несчастье. Как огонек, она тем ярче светит, чем темнее ночная мгла. Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется. Как хорошо прожитый день дает спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь дает спокойную смерть. Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод… Критикуя, критикуй мнение, а не его автора. Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха. Кто не карает зла, тот способствует его свершению. Куры под одной крышей живут в мире и согласии, а два петуха никогда не могут ужиться в одном курятнике - уж такова их природа. Лучше смерть, чем усталость. Лучше умереть, чем маяться в неволе. Любое препятствие преодолевается настойчивостью. Наука - полководец, и практика - солдаты. Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе. От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их! Познание стран мира - украшение и пища человеческих умов. Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик. Поистине тот, кто не ценит жизнь, тот ее не заслуживает. Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причененный старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи. Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться. Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собой. Разве тайну долго убережешь, коли мирская молва, что морская волна, все выплескивает наружу? Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений. Слава - в руках труда. Тот, кто порочит высшую достоверность математики, тот питается сумбуром. Умеренность служит надежной защитой от пороков. Только с пользой прожитая жизнь долга. Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь.

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет. Мудрость есть дочь опыта. Счастье достается тому, кто много трудится. Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат. Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их. Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года. Опыт есть истинный учитель. Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, вступающий на корабль без компаса. Полюбить можно лишь то, что знаешь. Лучше быть лишенным уважения, чем устать приносить пользу. Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть. Кто не ценит жизни, тот не достоин ее.

Афоризмы Леонардо да Винчи